Все вы наверняка слышали про кризис среднего возраста, но знали ли вы, что существует кризис детского возраста?
Нередко можно услышать от родителей, бабушек, дедушек: «Каким же ребенок был послушным раньше, а сейчас?!». Подобные высказывания можно расценивать как сигнал, что пришло время очередного возрастного кризиса в жизни ребенка. Данные кризисы привлекали внимание ученых не один год. В общем их можно охарактеризовать как черты, проявляющиеся в поведение, противоположные устойчивым и стабильным, соответствующему возрасту. Обычно такие периоды длятся от нескольких месяцев до двух лет. За короткий срок, ребенок меняется кардинально, причем это происходит очень незаметно. Еще вчера была лапочка дочка, а сегодня бунтарка, не желающая никого слушать. Ребенок как будто выпадает из-под влияния, на него не действуют те педагогические методы, которые использовались ранее. У школьников подобные кризисы отражаются на успеваемости, пропадает интерес к учебе, снижается работоспособность. Ребенка чаще обычного начинают мучать внутренние переживания, являющиеся очень губительными для детской психики, возникают внутренние конфликты. Однако это совершенно не говорит о том, что у абсолютно всех детей на планете кризис проявляется таким образом. У кого-то он проходит более незаметно, у кого-то проявляется в полную силу.
Условно, кризисные периоды можно разделить так:
- Кризис новорожденных
- Кризис младенческого возраста (от 2-х месяцев до 1-го года)
- Кризис 1-го года
- Кризис раннего детства (от 1-го года до 3-х лет)
- Кризис 3-х лет
- Кризис дошкольного возраста (от 3-х лет до 7-ми лет)
- Кризис 7-ми лет
- Кризис школьного возраста (от 8-ми лет до 12-ти лет)
- Кризис 13-ти лет
- Кризис пубертатного возраста (от 14-ти до 18-ти лет)
- Кризис 17-ти лет
Поведение ребенка, идущее вразрез с тем что, предлагает взрослый это как раз таки относится к кризису 3-х лет. По-другому это называется негативизмом, что отличается от обычного непослушания. Если ребенок, например, не хочет идти спать, а его заставляют – это непослушание. А вот если он не хочет что-то делать только потому, что это было предложено кем-то из взрослых – это уже негативизм. Иными словами, ребенок абсолютно все делает наперерез просящему.
Теперь вы знаете, что поведение ребенка, идущее вразрез с тем, что предлагает взрослый это не просто акт непослушания, а серьезный повод задуматься и пересмотреть тактику поведения в отношении своего чада.
Я также иногда это вижу, но когда-то раньше не присваивала данному смысла.